Достижения

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение-фундамент успешной личности обучающегося"

18.05.2022

Методический семинар «Проблемно-диалогическое обучение – фундамент успешной личности обучающегося»

Пичихина И.В., учитель начальных классов

                                                    МБОУ «Витимская СОШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего семинара «Проблемно-диалогическое обучение – фундамент успешной личности обучающегося»

Американский философ Элвин Тоффлер, словно заглянув из века прошлого в век нынешний, сказал: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». В современном динамичном, высокотехнологичном и информационном мире его слова как никогда актуальны и значимы.  Школа должна сегодня выполнять социальный заказ государства – формировать интеллектуальную, компетентную, конкурентоспособную личность. Основное требование ФГОС НОО – формирование   у обучающихся «умения учиться». С введением Стандарта нового поколения перед нами, учителями, остро встал вопрос: «Как же сформировать эти умения?», «Как дать новые знания так, чтобы превратить процесс познания в «деятельность по получению нового знания»? «Как повысить мотивацию к обучению?» 

Задача современного учителя -  используя современные образовательные технологии, не объяснять знания, а открывать их вместе с детьми, включить всех учащихся в активный процесс познания, так как на первом плане в системе ценностей - не предметные образовательные результаты, а развитие личности.

 

К сожалению, в образовании обнаружились противоречия: между низкой познавательной активностью обучающихся и все возрастающими требованиями к предметным знаниям на государственной итоговой аттестации.

Ученики в большинстве своем не умеют логически мыслить, а этот тип мышления заложен в основу стандартов, как один из ведущих в будущем.

В учебниках практически нет заданий на выдвижение гипотез и их обоснование, на постановку и решение проблем (познавательные УУД). Знания, как правило, уже даются в готовом виде.

 

Данное противоречие побудило меня обратиться к применению технологии проблемного обучения.  Проблемно-диалогическая технология основана на активной совместной деятельности учителя и ученика, отвечает одной из заповедей педагогики сотрудничества: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе». 

Ведущая идея опыта заключается в том, что стремление к познанию появляется у обучающихся только в том случае, если они сталкиваются с какой-либо проблемой, которую не могут решить известными им способами. Решая проблему, они учатся. С помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

¾   Развитие личностных качеств обучающихся.

¾   Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

¾   Создание интересных, понятных, творческих уроков.

¾   Прочность усвоения знаний.

¾   Включенность в деятельность всех обучающихся.

¾   Активизация мыслительной деятельности и повышение мотивации.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект:

¾   более качественное усвоение знаний;

¾   мощное развитие интеллекта, творческих способностей;

¾   воспитание активной личности.

 Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит 4 звена научного творчества:

¾   постановка проблемы;

¾   поиск решения;

¾   выражение решения;

¾   реализация продукта.

 Модель организации учебного процесса называют

«ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ»

 

Исходя из основных задач проблемного обучения, я поставила перед собой

Цель: выявление и создание на уроках условий, способствующих формированию у учащихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

1.    Изучить и проанализировать существующие в педагогической теории и практике подходы к организации проблемно- диалогического обучения.

2.    Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс.

3.    Адаптировать технологию проблемного обучения к условиям своей практической деятельности.

4.    Обеспечить формирование продуктивного мышления, самостоятельности, способов действий, необходимых при решении жизненных ситуаций.

 

Свою работу начала с изучения и анализа научно-методической литературы по теме. В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них И.Я. Лернер. Он классифицировал методы проблемного обучения. А.Н. Матюшкин разработал положение о роли проблемных ситуаций. М.И. Махмутов определил этапы проблемного обучения и способы активизации познавательной деятельности.

Решая задачу по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс, я обратилась к опыту Е.Л. Мельниковой, современного российского исследователя, практика в области проблемного обучения.

Классификация проблемно-диалогических методов по Мельниковой выделяет два вида проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Оба диалога в своей структуре имеют два основных этапа: постановка проблемы и поиск решения. Побуждающий диалог развивает творческие способности детей.  Диалог же подводящий ведет ученика по практически безошибочной дороге, развивая его логическое мышление.

 

 

Приведу примеры проблемно-диалогические методы обучения.

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Примеры:

Урок окр. мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Предъявление противоречивых мнений

 

-Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним

Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птолемею», «Мир по Копернику» (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

Птолемей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ)

Побуждение к проблеме

-Какой возникает вопрос?

   

-Кто из ученых прав? (ВОПРОС)

 

Вопрос

Фиксирует на доске

 

 

 

 

 

 

Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число».

 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация знаний

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 см и 3 см. (Работа в тетради)Хочу такой сайт

Легко выполняют задание.

Задание на новый материал.

На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 см и 21 см.

Испытывают затруднение.

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию проблемы

-Смогли выполнить задание?

-Нет, не смогли.

-В чем затруднение?

-Это новое умножение.

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали.

(Осознание проблемы).

Побуждение к проблеме

-Какова сегодня тема урока?

Умножение на двузначное число (Тема).

 

Фиксирует тему на доске

 

 

ПРИМЕР, на уроке математики в 1 классе при изучении темы: «Масса. Единицы измерения массы» я использовала   приём «На ошибку».

Демонстрирую   детям   гирю весом 1 кг и пуховую подушку весом 1 кг

 и задаю вопрос: «Что тяжелее?»  

Дети: 1.Подушка больше она тяжелее 2. Гиря тяжелее, она металлическая.

-Давайте проверим (взвешивание на весах - предъявление факта)

 Дети испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

 -Что вы сказали сначала?

 -А как оказалось на самом деле?

 -Какой же будет тема занятия? «Масса. Единицы измерения массы»

 

 

Подводящий к теме диалог

Пример: урок русского языка в 4-ом классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

 

ПРИМЕР урока окружающего мира в 1 классе тема: «Вода».

Учитель:

-                     Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

(У некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом.

 Если дети затрудняются, говорю:

-                     А теперь посмотрите в окно!

Разве мы с вами не ходим по воде?

(Дело происходило зимой, за окном снег)

-                     Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

Приём создания проблемной ситуации: предъявлен научный факт наглядностью.

 

Еще несколько примеров

Пример. Урок «Окружающий мир». Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

 

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

 

Отмечаю повышение уровня познавательной активности, глубину и осознанность усвоения учебного материла. Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (на основе наблюдения, анализа их продуктов деятельности, самооценки и оценки универсальных учебных действий и т.д.) свидетельствует о том, что большая часть детей способна самостоятельно обозначить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат: «Я сам (или в сотрудничестве с ребятами и учителем) открыл для себя новое знание и понял, как его буду использовать!» А это есть мой главный методический результат!

Подводя итог проделанной работе, хочу отметить, что технология проблемного диалога – это совершенно особая педагогическая технология.  Она может быть реализована на любом предметном содержании любой образовательной системы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает учащихся к умственному напряжению, способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Мне близко высказывание Сократа: «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

 

Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен.

И в дисциплинах нам привычных

Есть связь – лишь распознать сумей!

Вооружить сумей детей

Не знаний багажом, А способом познанья!

 

 

Результаты педагогической деятельности Пичихиной Ирины Викторовны

18.05.2022

5. Результаты педдеятельности Пичихиной.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.03.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83015354243

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».